Рекомендуем: Социальная литературная сеть e-Reader.ru

Антология поэзии битников — LitPedia.ru - Российская литературная энциклопедия

Антология поэзии битников

Антология поэзии битников

200px

Автор:

Аллен Гинзберг
Лоуренс Ферлингетти
Роберт Крили
Джек Керуак
Грегори Корсо
Гери Снайдер
Майкл Макклур
Диана Ди Прима
Питер Орловски
Филипп Уэйлен
Лью Уэлч
Филипп Ламантиа
Роберт Данкен
Лерой Джонс
Боб Кауфман

Жанр:

Поэзия, Битничество

Язык оригинала:

русский

Оригинал издан:

2004

Переводчик:

Г. Андреева
И. Кормильцев
Д. Борисов
П. Вегин
А. Голов
П. Грушко
М. Гунин
Т. Давыдова
А. Застырец
К. Медведев
В. Минушин
А. Нестеров
А. Сергеев
Ю. Сорокин
М. Тростников

Оформление:

К. Иванов
К. Прокофьев
А. Касьяненко

Серия:

Поэзия

Издательство:

Ультра.Культура

Выпуск:

30.06.2004

Страниц:

784

Носитель:

Книга,
твёрдый переплет.
Формат 60×90 1/16
Печать офсетная.
Гарнитура «Франклин Готик».

ISBN:

5-98042-072-Х

«Антоло́гия поэ́зии би́тников» — сборник произведений поэтов-битников с краткими биографическими, критическими и теоретическими статьями по теме битничества, изданный в 2004 году российским издательством «Ультра.Культура»[1][2].

Книга, обозначенная «одним из самых значимых проектов Ультра. Культуры»[3], является крупнейшим сборником творчества битнического круга (представителей которого называют «золотым дном великих 60-х, пророками и святыми контркультуры»[4]), представленным на русском языке — многие из включённых стихотворений на момент издания «Антологии» были переведены впервые[5][6].

Содержание

Предпосылки публикации

Отмечают, что в 70-е поэзия битников, «политизированная и ориентированная на социальное», в России востребована не была — вследствие ограниченности возможности для какого-либо социального действия в условиях СССР[7].

Оживление интереса у русскоязычного читателя наблюдается только во второй половине 80-х, однако о публикациях «разбитых» поэтов в СССР до определенного времени не могло быть и речи.

link= Наибольшую известность получило письмо 35 литераторов против арестов диссидентов в СССР, опубликованное в The New York Times Book Review (англ. The New York Times Book Review) 14 марта 1968 года. После этого на публикации «подписантов» — Аллена Гинзберга, Лоуренса Ферлингетти и других — в СССР на годы было наложено своеобразное вето. link=

Впрочем, по вопросу актуальности бит-поэзии для современного российского читателя существует и другое мнение, согласно которому, интерес к битникам обусловлен не самим творчеством, а «пикантными биографиями» авторов: «какую марихуану курили, как красный джанк внедрялся в умы и в печень»[8].

Примечательно, что переводами отдельных поэтов из битнического круга в России занимались множество авторов: Алексей Караковский, Владимир Бойко, Андрей Грицман и некоторые другие, однако тексты произведений публиковались преимущество в интернете — первый широкий охват бит-поэзии на русском языке осуществила именно «Ультра. Культура» своей антологией[6][9][10][11].

Содержание

Стихи и поэмы

Основной раздел книги включил в себя избранные стихи, поэмы и хайку пятнадцати наиболее известных поэтов-битников. Раздел «открывает» страница с одиннадцатью возможными вариантами перевода английского слова «Beat» и его производных.

Поэзия битников, называемая «необходимым звеном между Уитменом и Буковски» — по мнению одного из критиков, может позволить ничего не понимающему в Америке 40-х и 60-х читателю её понять[12]. В антологию вошли работы следующих авторов:

  • Лью Уэлч (1926—1971) — примечательный поэт бит-поколения, не сыскавший особой славы по сравнению со своими друзьями[16].

Beatitude

Beatitude, № 4, 1959 год Beatitude — журнал, основанный в Сан-Франциско в 1959 году Алленом Гинзбергом, Бобом Кауфманом, А. Д. Вайнансом (англ. A. D. Winans), Уильямом Марголисом (William Margolis) и Джоном Келли (John Kelly). Своими создателями журнал создавался как «некий „центральный орган“ битнического движения»[22][38].

Издание просуществовало двадцать лет — с 1959 по 1987 (с восьмилетним перерывом с 1961 по 1969).

Все стихотворения для раздела взяты из сборника «The Beat Generation», составленного в 1959 году Лоуренсом Ферлингетти на основе первых шестнадцати номеров журнала «Beatitude». В подборку вошли следующие авторы: Давид Мельцер (англ. David Meltzer), Пьер Анри, Ленор Кендел (англ. Lenore Kandel), Джон Ченс, Блейк Рид, Дениел Дж. Лангтон, Лью Гарднер и Рут Вайс.

Статьи и манифесты

Данный раздел книги включил в себя шесть статей, посвященных битничеству — в подборку вошли теоретические, критические и биографические работы различных известных авторов.

Статья описывает самого Керуака и создание его культового романа «В дороге», Америку, происхождение термина «разбитое поколение» и наполнение его смыслом, знакомство писателя с хипстерами, свингом и бибопом[39][40]. Статья была написана в качестве ответа на многочисленные статьи в американских СМИ, негативно характеризующие битников[22].

  • Джек Керуак (1922—1969), «Основные принципы импровизационной прозы» и «Вера и технические приёмы в современной прозе».

Две статьи видного прозаика и поэта описывают основные положения процесса импровизационного творчества и дают практические советы по их применению.

Статья американского писателя, теоретика неоконсерватизма и главного редактора журнала Commentary (англ. Commentary (magazine)) представляет собой критику как самого бит-поколения (названного не иначе как самозванным), так и «На дороге» Керуака — Подхорец отмечает несостоятельность богемы 50-х (весьма привлекательно, по словам автора статьи, изображенной у Керуака) и пагубность идей романа, которые «<…> с легкостью могут спровоцировать взрыв жестокости <…>»[22].

Статья американо-еврейского писателя и близкого друга Гинзберга посвящена изучению времени становления движения хипстеров. Работа включила в себя очерк субкультуры с исторической точки зрения и пространный рассказ о роли музыки и наркотиков в развитии движения.

Статья американского поэта, переводчика, этимолога и обладателя «Prix de Rome» от American Academy of Arts and Letters (англ. American Academy of Arts and Letters), критикует заявленную самими битниками безмятежность представителя «разбитого» поколения, приводя ряд аргументов в опровержение данного утверждения. В работе Чиарди описывает криминальную составляющую бит-движения и подвергает сомнению литературную ценность работ Керуака, Гинзберга и всего движения в целом[41].

Высказывания о поэтике

Данный раздел антологии содержит восемь статей поэтов-битников, чьи работы представлены в книге. Статьи посвящены поэзии, «разбитому» поколению и собственным литературным опытам авторов.

  • Лоуренс Ферлингетти (род. 1919) — короткая заметка, посвященная обязательствам битника. Ферлингетти развенчивает миф о характеристике поколения как «экзистенционального» — ссылаясь на авторитет Уильяма Берроуза, он доказывает, что у битника обязательств не может не быть — «Только покойникам и наркоманам на все наплевать — и в этом они непостижимы»[22].
  • Джек Керуак (1922—1969) — небольшой очерк на тему недопустимости двусмысленностей в изложении текста стихотворения.
  • Аллен Гинзберг (1926—1997) — «Заметки на тему „Вопля“ и других стихотворений». Статья посвящена истории создания главной для Гинзберга работе, где автор дает пространное описание техник и методик, которыми пользовался при написании и описывает основные темы произведения — параллельно идут комментарии о прочих стихах («Каддиш», «Университетские поэты», «Сутра Подсолнуха»).
  • Филипп Уэйлен (1923—2002) — заметка на тему поэзии битников. Автор сравнивает её с картиной и графиком, отражающим движения мысли, показывая быстротечность и постоянную изменчивость последней.
  • Гери Снайдер (род. 1930) — поэт описывает процесс создания своих стихов и рассуждает об аспектах релиогности бит-движения.
  • Майкл Макклур (род. 1932), «Из дневника» — статья с выдержками за сентябрь 1957-го, начало 1958-го и сентябрь 1959-го описывает переживания автора на тему своих стихов.
  • Лерой Джонс (род. 1934), «Как ты звучишь?». Статья посвящена процессу написания стиха, который, по мнению автора, стоит писать без «заранее обдуманного представления или плана, указывающего на то, каким следует быть стихотворение»[22].

Битники сами о себе

Раздел книги содержит ряд коротких автобиографических очерков поэтов, чье творчество представлено в антологии. В раздел вошли работы Корсо, Крили, Ферлингетти, Гинзберга, Джонса, Керуака, Ламантиа, Макклура, Орловски и Мельцера (англ. David Meltzer).

Приложение

Раздел книги включил в себя два дополнительных перевода самой известной поэмы битничества — «Вопль» Гинзберга за авторством Дениса Борисова и Дара Жутаева[42]. С учетом «Вопля» в переводе Ильи Кормильцева, который открывает антологию, всего в книге представлено три различных версии произведения.

Так же в разделе представлено спорное стихотворение Кто взорвал Америку (англ. Somebody Blew Up America) Лероя Джонса, посвященное событиям 11 сентября 2001 года[43][44]. В стихотворении Джонс указывал на причастность Израиля к терактам, за что подвергся критике со стороны представителей Антидиффамационной лиги, назвавших работу Джонса антисемитской, хотя сам поэт и его сторонники отрицали это, обозначая стихотворение антисионистским[45][46].

Обзор включённых произведений

«Вопль» (1956) Аллена Гинзберга, запрещенный незамедлительно после выхода в печать и изъятый в размере всех нераспроданных копий, привлек внимание американской нации к культурной революции, происходящей на западном побережье в 1950-х[47]. Поэма считается определяющей для битничества[48]. Не менее известное произведение поэта, «Супермаркет в Калифорнии» (1956), так же включено в сборник. Стихотворение, затрагивающее вопросы идеологии потребления и безумия, царящего в современном обществе, аналогично рассматривается одной из ключевых работ бит-поколения[49][50]. «Сутра Подсолнуха» (1956), ода красоте и индивидуальности, символизирующая поэтов-романтистов (англ. Romantic poetry) (потомком которых считал себя Гинзберг), в большинстве случаев причисляется к ключевым работам поэта[51][52]. Поэма «Каддиш» (1956), по мнению литературных обозревателей, самая великолепная и эмоциональная работа Гинзберга — посвященная матери поэта, Наоми (англ. Naomi Ginsberg, 1894 — 1956), некоторыми критиками называется работой, «прочитав которую, Вы поймете, почему битники столь влиятельны на молодежь»[53][54][55]. Последнее из наиболее известных работ поэта, включенных в «Антологию», стихотворение «Америка» (1956), называемое одним из лучших примеров малой стихотворной прозы Гинзберга, рассказывает о взаимоотношениях поэта с США, социальных проблемах государства и причастности последнего к коммунистам[56][57].

Говоря о творчестве Лоуренса Ферлингетти, многие критики отмечают изобразительную природу его поэзии[58]. Являясь автором более тридцати поэтических сборников, он прославился своими стихами в равностей степени, что и издательским бизнесом — в Сан-Франциско в его честь названа улица, так же Ферлингетти-поэт является обладателем награды за прижизненные достижения от National Book Critics Circle[59]. Большинство стихотворений автора, представленных в «Антологии», взяты из сборника A Coney Island of the Mind (1958) — наиболее известной книги Ферлингетти, бестселлера, переведённого на девять языков[18][60][61].

Поэзия Грегори Корсо, в которой критики особо выделяют юмор, необычные взгляды на социальные ценности и честность, считается влиятельной для битничества в целом[62]. В «Антологию» вошли несколько известных работ поэта, среди них — стихотворение «Бомба» (1958), считающееся одним из наиболее примечательных его творений и не менее интересная для читателя «Женитьба» (1958), определяемая в качестве наиболее репрезентативного стиха Корсо[63][64].

Творчество Гери Снайдера, называемого «редкостью» для Соединённых Штатов и одним из наиболее страстных поэтов-энвайронменталистов эры постмодернизма, широко представлено в «Антологии»[65][66]. В книгу вошли произведения с первых шести книг поэта. Со стороны критики проведения Снайдера получили разнородные оценки — одни их называли упрощенческими и перехваленными, другие выделяли их ясность и точность, называя творчество поэта экспрессивным и однородным[67]. Снайдер является обладателем более семи литературных премий и наград, в 2003 году был выбран председателем Академии Американских Поэтов (англ. Academy of American Poets)[68].

Джек Керуак, наиболее известный своей прозой, так же ассоциируется с поэзией движения битников[69]. Включенное в «Антологию» произведение «Море» (1960) — часть романа Биг Сур (англ. Big Sur (novel)), показавшего, что случается человеком, живущим на грани, и внезапно сталкивающимся с ответственностью и успехом[70]. Роман показывает злобу и отчаянье Керуака начала 1960-х и предстает в качестве описания начала его алкогольной зависимости[71].

«Поэма Пейоля» (1958) Майкла Макклура, центральной темой которой выступили первые опыты писателя с галлюциногенным кактусом Лофофора Уильямса, включенная в книгу — одна из самых приметных работ поэта, которая считается первым художественным произведением, в стихотворной форме описавшим воздействие наркотика на человека[72][73][74]. Макклур, обладатель огромного количества наград, является автором, поэзию которого называют одним из самых примечательных достижений в американской литературе[75][76].

Творчество Дианы Ди Прима образца 60 — 70-х годов, как отмечают критики, по большей степени было сконцентрировано вокруг личной жизни поэтессы и её отношений[77]. Считающаяся самой известной женщиной движения, она привлекла широкое внимание критиков своими стихами — положительные отзывы Ди Прима получила от таких изданий как The New York Times, Berkley Gazette, The American Book Review и многих других[26][78].

Творчество Питера Орловски, «музы и любовника Гинзберга» (наиболее известного именно в данном контексте), широкой известности не получило и большой славы поэту не принесло, даже не смотря на грант, полученный им в 1979 году от National Endowment for the Arts[29][79][80]. Его стихи характеризовали как игривые и откровенные, наполненные необычной грамматикой и разговорным стилем[81]. Большая часть произведений Орловски, включенная в «Антологию», находится в свободном доступе в сети интернет[82].

Поэзия Филиппа Уэйлена, отмеченная влиятельным изданием Evergreen Review (англ. Evergreen Review), практически сразу привлекла внимание критиков — уже к 1959 году она была включена в книгу New American Poetry[83]. Включенные в издание стихи Уэйлена относятся к его лучшим произведениям — через три года после выпуска «Антологии» они будут включены в книгу его избранных работ[84].

Лью Уэлч, длительное время показывавший свою поэзию только близким друзьям, впервые задумался об известности, когда его товарищи, Уэйлен и Снайдер, приковали к себе национальное внимание — и получил её, будучи включенным в антологию The New American Poetry в 1960 году[85]. Пришедшее признание, однако, не избавило Уэлча от личных проблем — он продолжал много пить и пребывал в глубокой депрессии. Не повторив успеха друзей, поэт покончил жизнь самоубийством в 1971[86].

Филипп Ламантиа, поэзию которого называют той, «о которой черезвычайно тяжело писать» демонстрирует напряжение между торжеством реальности и вездесущим ощущением боли и страха, присущим жизни[87][88]. Ламантиа считается единственным поэтом своего поколения, полностью охватившим сюрреализм. Некоторыми критиками он называется одним из величайших голосов бессознательного за последние пятьдесят лет[89].

Работы Роберта Крили, которые критики хвалили за эмоциональную насыщенность и выразительность, является автором более шестидесяти сборников поэзии[90][91]. В «Антологию» включены его работы начала 1960-х — середины 1970-х годов.

Поэзия Роберта Данкена формировалась под влиянием каждодневных событий — его поэмы подробны коллажу, составленному практически из всего, что может составить коллаж: проза, рецепты, драматические монологи… Структура типичной данкеновской поэмы многослойна и многогранна — она, по большей части, показывает социальные и политические идеалы автора[92]. Стиль Данкена критиками определяется как самобытный, уникальный — его поэзия, по мнению некоторых из них, в равной степени определяется как незeмная и маниакальная[93]. Первые же три сборника стихов поэта создали ему прочную репутацию ведущего современного автора[94].

Лерой Джонс, один из наиболее плодовитых афроамериканских авторов XX века, центральная фигура Black Arts Movement 60-х, как никто другой приверженный идеям социальной справедливости, является обладателем множества литературных наград и премий[95][96][97]. Поэт снискал известность за резкую социальную критику — eго работы призваны шокирoвать и пробуждать читателей по вопросу политических проблем афроамериканцев. Он почитается критиками за выступления против угнетения чернокожего населения США[98]. Исследователи, однако, отмечают, что в период принадлежности к битничеству, в поэзии Джонса расовая идентификация не являлась главной темой. Первый сборник его стихов, «Предисловие к двадцатитомной записке самоубийц» (1961), содержит огромное количество ссылок на поп-культуру и творчество своих друзей-поэтов[99].

Импровизационная поэзия Боба Кауфмана примечательна своими тесными связями с джазом и бибопом — и завоевала признание аудитории не только на территории США, но в Европе[100]. Все стихотворения, включенные в «Антологию», взяты из сборника «Solitudes Crowded with Loneliness» (1960) — произведения которого называют одними из лучших стихов, отразивших джаз-музыку[32][101].

Художественные особенности бит-поэзии

Поэзия (характеризующаяся субъективизмом и анархическими настроениями[102]) представителей бит-поколения, наибольшее влияние на которую оказали дадаизм и сюрреализм, относится к верлибру (реже — к хайку)[9][32][103][104]. Поэзия по своей структуре предполагает громкое, быстрое прочтение вслух — что и реализовывалось в рамках живых выступлений поэтов под аккомпанемент джазовых оркестров в различных клубах[32][103][105]. Битнический верлибр ориентирован на голос, насыщен повторами и чрезвычайно сильно воздействует именно при чтении вслух — как отмечают некоторые авторы, по большей части бит-поэзия сформировалась на основе поэзии, читавшейся в андерграундных клубах[106].

По мнению известного американский поэта, переводчика и критика Кеннета Рексрота (англ. Kenneth Rexroth), оптика битников есть «почти полное воплощение давней, уитменовской, популистской социальной революционной традиции в американской поэзии» — то есть битники говорили от имени простого человека, что, по его мнению, придало верлибру статус «демократичной формы, столь важной для американской ментальности»[107].

В послевоенной Америке выделяют два глобальных направления в поэзии: «формалистское» (Карл Шапиро (англ. Karl Shapiro), Рэндалл Джарелл, Ричард Уилбер) и «анти-формалистское» — к которому всецело принадлежат битники, своим творчеством выражавшие добровольную бедность, бродяжничество, эротическую свободу, анархический гедонизм и отрешенность от социальных проблем[108].

Общая критика бит-поэзии

Отмечают, что битники, появившиеся не только как литературное течение, но и как идеологическая группа, сразу стали оппозиционерами существующим в американском обществе ценностям и образу жизни: «конформизму, „промывке мозгов“ масс-медиа, лицемерию и ханжеству американского „общественного мнения“ и „общественной морали“»[109]. Политические воззрения представителей бит-поколения выражались в острой критике «общества мэйнстрима» — общества с его нехваткой спонтанности и умения радоваться, с его конформизмом и репрессивностью, с его предчувствием обреченности и в особенности с его милитаризмом холодной войны[110].

За критические взгляды на современников и Америку бит-поэтов игнорировали литературные критики, они подвергались нападкам со стороны нью-йоркских интеллектуальных кругов, изображались в карикатурном виде и оскорблялись[111].

Одним из самых ярых критиков битничества был Норман Подгорец, указывавший на наличествующую (по его мнению) связь между преступниками и битниками и упрекавший, в частности, Керуака в анти-интеллектуализме[112].

Основное, что беспокоило критиков в творчестве битников, был их негативный настрой. Журнал The Nation (англ. The Nation) охарактеризовал бит-поколение как «говорящее „нет“», Playboy назвал нигилистами[113].

Типографские особенности издания

Разделы в основной части книги (непосредственно стихи и поэмы) снабжены краткими (на одну или две страницы) вступительными статьями биографического характера к каждому автору, включенному в антологию, и дополняются портретами поэтов.

Отличительной чертой издания «Антологии поэзии битников» является предоставление текстов стихотворений (для основного раздела и «Beatitude») в переводе на русский язык параллельно с текстом на английском. Каждая страница горизонтально разделена пополам — в верхней части располагается переводной текст, в нижней — оригинал. right Пример оформления (на изображении — стихотворение Аллена Гинзберга «Сутра подсолнуха» (англ. Sunflower Sutra)) расположен на иллюстрации справа.

Заключительный раздел книги, «Комментарии» (составленный Ильей Кормильцевым), содержит ряд примечаний к большинству включенных в книгу произведений. Комментарии, в основном, служат для разъяснения различных аллюзий и ссылок на творчество других писателей и поэтов, этимологического разбора сленговых выражений, расшифровкам текста с исторической точки зрения, переводам с латыни, французского, немецкого и некоторых других языков, а так же предоставления информации о первых публикациях произведений.

Реакция критики на выпуск «Антологии»

«Антология поэзии битников», гордость главного редактора «Ультра. Культуры» Ильи Кормильцева, была представлена широкой общественности 8 сентября 2004 года в московском клубе «Б2», одновременно с презентацией книги «Последний проклятый поэт: Джеймс Дуглас Моррисон», посвященной жизни и творческому пути лидера группы The Doors[114][115]. Музыкальным сопровождением для презентации стали выступления групп Sixtynine, Разнузданные Волей, Анклав и Acid Umbrellas.

Одним из критиков была отмечена уникальность книги, однако её издание оценено как несвоевременное — по мнению обозревателя, момент наибольшей актуальности был упущен. Сам факт публикации получил положительную оценку[116]. «Уникальным» издание так же назвал журнал «Большой город», но сама книга названа «отпугивающей своими размерами» и той, которую «читать насквозь» вряд ли кто-то станет[117].

Поклонники рок-музыки уделили внимание выпуску «Антологии» — обозначив влияние включенных в неё авторов и их творчества на формирование американского рок-движения 60-х — групп The Doors, The Grateful Dead и многих других[118].

В рецензии «Книжной Витрины» книге была дана высокая оценка, характеризующая книгу как «ту, которую тот, кто в теме, купит сразу же или понесется домой за деньгами»[119].

В программе «Книжечки», еженедельно выходящей на радио «Эхо Москвы — Екатеринбург», антология названа «эпохальным трудом» издательства Ультра. Культура[120].

Литературным обозревателем «Российской газеты» антологию окрестили сборником поэзии, в большей степени показывающей различия в творчестве включенных авторов, чем сходства — однако делается акцент на том факте, что «<…> их бескорыстие, искренность и жажда нащупать истину общая и не вызывает сомнений.»[121].

Издание

  • Антология Антология поэзии битников / Г. Андреева. — 30.06.2004. — Ультра.Культура, 2004. — 784 с. — (Поэзия). — 3000 экз. — ISBN 5-98042-072-X

Примечания

  1. Скандальная литература, zrpress.ru (2 сентября 2004). Проверено 2 сентября 2010.
  2. М. Романова. Опасная ниша «Ультра Культуры», upmonitor.ru (17 июля 2007). Проверено 2 сентября 2010.
  3. Голубянский Владимир. OZON.Гид: Антология поэзии битников. Книжная витрина. ozon.ru. Проверено 2 сентября 2010.
  4. Сергей Павлухин. Бартон. Тайная жизнь сатаниста. Биография А. ЛаВея. Коллекционеръ, Рецензии книг. bibliofil.info. Проверено 2 сентября 2010.
  5. Антология поэзии битников. ast.ru. Проверено 2 сентября 2010.
  6. 6,0 6,1 Анастасия Ковыршина. «Наутилус» доплыл до Лимонова. Интервью в газете «Дело» с И. Кормильцевым. ultraculture.ru (2006-05-24). Проверено 12 сентября 2010.
  7. Антон Нестеров Одиссей и сирены: американская поэзия в России второй половины ХХ века  (рус.). Иностранная литература, 2007 N10. magazines.russ.ru (2007). Проверено 2 сентября 2010.
  8. Константин Кедров Статьи в газете "Русский Курьер" 2003-2005  (рус.). Я хочу, чтоб к шприцу приравняли перо. Проверено 14 сентября 2010.
  9. 9,0 9,1 Алексей Караковский ПОКОЛЕНИЕ БИТНИКОВ  (рус.). netslova.ru. Проверено 3 сентября 2010.
  10. Владимир Бойко ИЗ БИТНИКОВ  (рус.). netslova.ru. Проверено 3 сентября 2010.
  11. Андрея Грицмана АЛЛЕН ГИНЗБЕРГ: БИТНИК-БУНТАРЬ-АКАДЕМИК  (рус.). Арион, 1998 N1. magazines.russ.ru. Проверено 3 сентября 2010.
  12. Анастасия Галашина KGB: Керуак, Гинзберг, Берроуз  (рус.). exlibris.ng.ru (2005-01-20). Проверено 9 сентября 2010.
  13. Christopher John MacGowan стр. 120 // 20th-century American poetry. — Wiley-Blackwell, 2004. — 331 с. — ISBN 9780631220251
  14. 14,0 14,1 Michael Kimmel стр. 71 // Men and masculinities. — ABC-CLIO. — ISBN 9781576077740
  15. Артем Полин Еврейская история «Х»  (рус.). lechaim.ru (Август 2001). Проверено 6 сентября 2010.
  16. 16,0 16,1 16,2 Lynn Marie Zott The Beat Generation: Authors I-Z. — Gale, 2003. — 536 с. — ISBN 9780787675721
  17. LAWRENCE FERLINGHETTI & CITY LIGHTS SAN FRANCISCO: WATCH THE VIDEO  (англ.). openroad.tv. Проверено 2 сентября 2010.
  18. 18,0 18,1 Dana Gioia стр. 113 // California poetry: from the Gold Rush to the present. — Heyday Books, 2004. — 376 с. — ISBN 9781890771720
  19. Empty Mirror Books & Contributors Gregory Corso  (англ.). emptymirrorbooks.com. Проверено 6 сентября 2010.
  20. Poetry Foundation Gregory Corso (1930-2001)  (англ.). poetryfoundation.org. Проверено 6 сентября 2010.
  21. William M. Honan Gregory Corso, a Candid-Voiced Beat Poet, Dies at 70  (англ.). nytimes.com (2001-Jan-19). Проверено 6 сентября 2010.
  22. 22,00 22,01 22,02 22,03 22,04 22,05 22,06 22,07 22,08 22,09 22,10 22,11 Антология Антология поэзии битников / Г. Андреева. — 30.06.2004. — Ультра.Культура, 2004. — 784 с. — (Поэзия). — 3000 экз. — ISBN 5-98042-072-X
  23. Rick McManus стр. 59 // Life as a Dance. — iUniverse, 2007. — 268 с. — ISBN 9780595435968
  24. Mara Vorhees стр. 36 // Boston. — Lonely Planet, 2009. — 280 с. — ISBN 9781741791785
  25. Rod Phillips стр. 54 // Michael McClure. — Boise State University, 2007. — 2003 с. — ISBN 9780884301592
  26. 26,0 26,1 Nancy McCampbell Grace, Ronna Johnson стр. 83 // Breaking the rule of cool: interviewing and reading women beat writers. — Univ. Press of Mississippi, 2004. — 295 с. — ISBN 9781578066544
  27. David Burner стр. 252 // Making peace with the 60s. — Princeton University Press, 1997. — 295 с. — ISBN 9780691059532
  28. 28,0 28,1 Ann Charters The Portable Beat reader. — Viking, 1992. — 642 с. — ISBN 9780670838851
  29. 29,0 29,1 Inc Icon Group International стр. 57 // The Beat Face of God: The Beat Generation as Spirit Guides. — ICON Group International, 2005. — 168 с. — ISBN 9780546718119
  30. Stephen D. Edington стр. 428 // Petting: Webster's Quotations, Facts and Phrases. — Tafford Publishers, 2008. — 603 с. — ISBN 9781412053747
  31. Эссеист, биограф битников
  32. 32,0 32,1 32,2 32,3 32,4 William Lawlor Beat culture: lifestyles, icons, and impact. — ABC-CLIO, 2005. — 392 с. — ISBN 9781851094004
  33. Stephen Fredman стр. 192 // Contextual Practice: Assemblage and the Erotic in Postwar Poetry and Art. — Stanford University Press, 2010. — 240 с. — ISBN 9780804763585
  34. Donald Merriam Allen стр. vi // The new American poetry, 1945-1960. — University of California Press, 1999. — 456 с. — ISBN 9780520209534
  35. Molefi K. Asante 100 greatest African Americans: a biographical encyclopedia. — Prometheus Books, 2002. — 345 с. — ISBN 9781573929639
  36. Lisa Phillips, Maurice Berger, Whitney Museum of American Art стр. 101 // Beat culture and the New America, 1950-1965. — Whitney Museum of American Art in association with Flammarion, 1995. — 279 с. — ISBN 9782080136138
  37. Dana Gioia стр. 101 // California poetry: from the Gold Rush to the present. — Hayday Books, 2004. — 376 с. — ISBN 9781890771720
  38. Bill Morgan стр. 66 // The Beat Generation in San-Francisco: a literary tour. — City Lights Books, 2003. — 232 с. — ISBN 9780872864177
  39. Sidra Stich, Nelson-Atkins Museum of Art, Virginia Museum of Fine Arts стр. 69 // Made in U.S.A.: an Americanization in modern art, the '50s & '60s. — University of California Press, 1987. — 280 с. — ISBN 9780520057562
  40. John M. Hoberman стр. 21 // Made in U.S.A.: an Americanization in modern art, the '50s & '60s. — University of California Press, 2006. — 381 с. — ISBN 9780520248229
  41. Associated Press Poet John Ciardi, acclaimed for translation of "Inferno", Dies  (англ.). articles.latimes.com (1986-04-01).
  42. Bill Morgan стр. 13 // Howl on Trial: The Battle for Free Expression. — 2006. — 224 с. — ISBN 978-0872864795
  43. Christine Recker стр. 64 // Varieties of Literary Interpretations of Jazz in American Writings of the 1950s and 1960s. — 2008. — 100 с. — ISBN 9783640193271
  44. Derek Rubin, Jaap Verheul стр. 106 // American Multiculturalism After 9/11: Transatlantic Perspectives. — 2010. — 224 с. — ISBN 9789089641441
  45. Jeremy Pearce When Poetry Seems to Matter  (англ.). The New York Times. query.nytimes.com (2003-Feb-09).
  46. AntikDafamation League Amiri Baraka:In His Own Words  (англ.). adl.org (July 2003).
  47. Howl by Allen Ginsberg  (англ.). enotes.com. Проверено 6 октября 2010.
  48. Bill Savage Allen Ginsbetg's "Howl" and the Paperback Revolution  (англ.). The Common Review and the Great Books Foundation. poets.org (2008). Проверено 6 октября 2010.
  49. Julie Moore Allen Ginsberg's a Supermarket in California and Condemnation of American Consumerism  (англ.). associatedcontent.com (24-11-2007). Проверено 6 октября 2010.
  50. Brinnin, John Malcolm, Bill Read, Rollie McKeena стр. 149 // The Modern Poets. — University of California. Press, 2007.
  51. Michael Shumaher Bio  (англ.). Allenginsberg.org (27-01-2002). Проверено 6 октября 2010.
  52. Allen Ginsberg's Poetry Quotes  (англ.). Quotes and Analysis. gradesaver.com. Проверено 6 октября 2010.
  53. Levi Asher Kaddish  (англ.). Literary Kicks. litkicks.com (18-09-1994). Проверено 7 сентября 2010.
  54. Elsa Blanc "KADDISH", a great poem by Allen Ginsberg  (англ.) (26-10-2008). Проверено 7 сентября 2010.
  55. Allen Ginsberg, Lewis Hyde стр. 101 // On the poetry of Allen Ginsberg. — University of Michigan Press, 1984. — 461 с. — ISBN 9780472063536
  56. US History Companion:Ginsberg, Allen  (англ.). Alleng Ginsberg: Biography from Answers.com. answers.com. Проверено 7 сентября 2010.
  57. Beatle People: Allen Ginsberg  (англ.). Relationship to Communism. Проверено 7 сентября 2010.
  58. Ferlinghetti, Lawrence (Vol. 111) - Introduction  (англ.). Critical Reception. enotes.com. Проверено 11 октября 2010.
  59. Lawrence Ferlinghetti  (англ.). poetry.org. Проверено 11 октября 2010.
  60. Lawrence Ferlinghetti Biography  (англ.). Biography Base. biography base.com. Проверено 11 октября 2010.
  61. Van Gosse стр. 188 // Where the boys are: Cuba, Cold War America and the making of a New Left. — Verso, 1993. — 270 с. — ISBN 9780860916901
  62. Grerory (Nunzio) Corso 1930-2001  (англ.). enotes.com. Проверено 10 октября 2010.
  63. Peter Guttrigre Gregory Corso  (англ.). The Independent. independent.co.uk (20-01-2001). Проверено 10 октября 2010.
  64. Gregory Corso  (англ.). Literary Kicks. litkicks.com (20-08-1994). Проверено 10 октября 2010.
  65. Eliot Weinberger ,Gary Snyder Gary Snyder, The Art of Poetry No. 74  (англ.). The Paris Review. theparisreview.org. Проверено 12 октября 2010.
  66. Todd Ensign Gary Snyder: A Postmodern Perspective  (англ.). University of Illinois at Urbana-Champain. illinois.edu. Проверено 12 октября 2010.
  67. Gary Snyder 1930–  (англ.). Critical Reception. enotes.com. Проверено 13 октября 2010.
  68. Gary Snyder (1930 - ). poetryfoundation.org (2009). Проверено 13 октября 2010.
  69. Jack Kerouac  (англ.). Poets.org. Проверено 18 октября 2010.
  70. Eric D. Lehman Big Sur by Jack Kerouac  (англ.). emptymirrorbooks.com. Проверено 20 октября 2010.
  71. Jack Kerouac Criticism  (англ.). enotes.com. Проверено 20 октября 2010.
  72. Peyote Poem Summary & Study Guide  (англ.). enotes.com. Проверено 11 октября 2010.
  73. Michael McClure стр. xvi // Huge dreams: San Francisco Beat Poems. — Penguin Books, 1999. — 199 с. — ISBN 9780140589177
  74. Ann Charters стр. 264 // The Portable Beat Reader. — Viking, 1992. — 642 с. — ISBN 9780670838851
  75. About Michael McClure  (англ.). Quotes. Проверено 11 октября 2010.
  76. Michael McClure  (англ.). American Book Review. americanbookreview.com. Проверено 11 октября 2010.
  77. Diane Di Prima  (англ.). The Beat Page. rooknet.net. Проверено 17 октября 2010.
  78. Except: From Reviews of Diane di Prima's Work  (англ.). Проверено 17 октября 2010.
  79. Bruce Weber Peter Orlovsky, Poet and Ginsberg Muse, Dies at 76  (англ.). The New York Times. nytimes.com (03-06-2010). Проверено 13 октября 2010.
  80. Julian Guthrie Peter Orlovsky, poet, Ginsberg's partner, dies  (англ.). SFGate. sfgate.com (03-06-2010). Проверено 13 октября 2010.
  81. Emma Brown Peter Orlovsky, poet and muse of longtime partner Allen Ginsberg, dies at 76  (англ.). The Washington Post. washingtonpost (02-06-2010). Проверено 13 октября 2010.
  82. Carolyn Kellogg Peter Orlovsky, poet and partner of Allen Ginsberg, has died  (англ.). Los Angeles Times. latimes.com (31-05-2010). Проверено 13 октября 2010.
  83. Heidi Benson Philip Whalen - co-author of Beat poetry  (англ.). SFGate. sfgate.com (27-06-2002). Проверено 12 октября 2010.
  84. Philip Whalen, Michael Rothenberg The Collected Poems of Philip Whalen. — Wesleyan University Press, 2007. — 871 с. — ISBN 9780819568595
  85. Lew Welch  (англ.). The Beat Page. rooknet.net. Проверено 13 октября 2010.
  86. Biography of Lew Welch  (англ.). poemhunter.com. Проверено 13 октября 2010.
  87. Philip Lamantia  (англ.). About.com. about.com. Проверено 13 октября 2010.
  88. Philip Lamantia  (англ.). The Beat Page. rooknet.net. Проверено 13 октября 2010.
  89. Jesse Hamlin Philip Lamantia - S.F. Surrealist poet / Visionary verse prodigy influenced Beats  (англ.). SFGate.com. sfgate.com. Проверено 13 октября 2010.
  90. Robert Creeley (1926 - 2005)  (англ.). Poetry Foundation. poetryfoundation.org. Проверено 20 октября 2010.
  91. Robert Creeley  (англ.). Poets.org. poets.org. Проверено 20 октября 2010.
  92. Robert Duncan (1919 - 1988) / Biography  (англ.). The Poetry Foundation. thepoetryfoundation.org. Проверено 14 октября 2010.
  93. Robert Duncan  (англ.). Poets.org. poets.org. Проверено 14 октября 2010.
  94. Robert Duncan  (англ.). poetry.org. Проверено 14 октября 2010.
  95. Amiri Baraka - Author, Poet, Activist  (англ.). #1 site African American Literature. aalbc.com. Проверено 15 октября 2010.
  96. Brief Bio  (англ.). Afro Poets.net. afropoets.org. Проверено 15 октября 2010.
  97. Imamu Amiri Baraka Biography  (англ.). famouspeopleandpoems.com. Проверено 15 октября 2010.
  98. Amiri Baraka (1934 -)  (англ.). Poetry Foundation. poetryfoundation.org. Проверено 15 октября 2010.
  99. Jamelah Earle Amiri Baraka  (англ.). litkicks.com (05-01-2003). Проверено 15 октября 2010.
  100. Bob Kaufman  (англ.). Poets.org. poets.org. Проверено 20 октября 2010.
  101. Bob Kaufman Solitudes Crowded with Loneliness. — New Directions Publishing, 1965. — 87 с. — ISBN 9780811200769
  102. Битник  (рус.). Литературный словарь. Термины. Определения. litsovet.ru (04.05.04). Проверено 12 сентября 2010.
  103. 103,0 103,1 John Drury стр. 116 // The poetry dictionary. — Writer's Digest Books, 2006. — 374 с.
  104. The Beat Generation  (англ.). bbc.co.uk (2002-05-27). Проверено 12 сентября 2010.
  105. Essay, Research Paper: The Beat Generation. US Politics. customessaymeister.com.
  106. Кэтрин ван Спэнкерен Краткая история американской литературы. Поэты-битники. uspoetry.ru.
  107. Светлана Бодрунова Время синтеза: новый формализм в американской поэзии  (рус.). poezia.ru (2006-03-22). Проверено 12 сентября 2010.
  108. Ян Кунтур Эпоха верлибра  (рус.). proza.ru (2009-05-04).
  109. Ярослав Могутин Битники: история болезни  (рус.). Предисловие к роману У. Берроуза "Голый Завтрак" (Глагол, 1994). mitin.com. Проверено 14 сентября 2010.
  110. David James (рус. перевод Андрея Хренова) Аллегории кино: американский кинематограф шестидесятых  (рус.). kinozapiski.ru (2002). Проверено 13 сентября 2010.
  111. Louis Menand Drive, He Wrote  (англ.). newyorker.com (2007-10-01). Проверено 13 сентября 2010.
  112. Norman Podhorets, Thomas L. Jeffers, Paul Johnson The Norman Podhorets Reader. — Free Press, 2007. — ISBN 978-1-4165-6830-8
  113. Stephen Prothero ON THE HOLY ROAD:THE BEAT MOVEMENTAS SPIRITUALPROTEST  (англ.) (PDF). The Harvard Theological Review (Apr. 1991). Проверено 14 сентября 2010.
  114. Илья Кормильцев, главный редактор издательства "Ультра.Культура"  (рус.). km.ru (2004-10-08). Проверено 6 сентября 2010.
  115. ИА "Апельсин" «Acide Umbrellas» сыграется с Ильей Кормильцевым (ru). apelcin.ru (2004-08-30). Проверено 9 сентября 2010.
  116. Книжка - Антология поэзии битников. Библиотека Ферганы, наши рекомендации (12-03-2005). Проверено 6 октября 2010.
  117. Николай Александров Пятидесятники. Большой Город (25-10-2005). Проверено 6 октября 2010.
  118. Владимир Преображенский Роковые поэты и поэзия рока. Разные статьи о рок-музыке. Проверено 6 октября 2010.
  119. Голубянский Владимир Рецензия на книгу Антология поэзии битников (пер. с англ.; сост. Андреева Г.) (25-10-2004). Проверено 6 октября 2010.
  120. Программа "Книжечка" издательство "У-Фактория". Выпуск 16 сентября 2004 (29-09-2004). Проверено 6 октября 2010.
  121. В московском клубе "Б-2" состоялась презентация книги "Антология поэзии битников". Это первое столь полное собрание стихотворений битников на русском языке. Российская газета. rg.ru (10-09-2004). Проверено 10 октября 2010.