Рекомендуем: Социальная литературная сеть e-Reader.ru

Книгопечатание — LitPedia.ru - Российская литературная энциклопедия

Книгопечатание

Это статья об истории книгопечатания. О современном состоянии дел см. Полиграфия.

thumb Книгопечатание — процесс создания печатной продукции. Термин обычно употребляют в историческом контексте.

Содержание

История книгопечатания

Изобретение книгопечатания

Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе. В Китае книгопечатание изобретено, по одним данным (Julien, «Documents sur l’art d’imprimerie»), в 581 г. н. э., а по китайским источникам — между 936 и 993 гг. (подробнее см. четыре великих изобретения). Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году.

Технология

Печатание производилось следующим образом: на деревянных козлах, на которых вырезались выпуклые буквы, наносили жидкую краску, затем сверху накладывали лист бумаги и тёрли мягкой щёткой. Этот способ печати, употреблявшийся и в Средние века нидерландскими печатниками на деревянных печатных досках, сохранился в Китае до начала XX века; попытка иезуитов-миссионеров в XVII веке вырезать слова из меди не привилась.

Уже в гробницах Фив и Вавилона находили кирпичи с вытиснутыми надписями; у ассирийцев для летописей служили цилиндры из жжёной глины с вырезанными буквами; в Афинах вырезали географические карты на тонких медных досках; Римские горшечники на изготавливаемой ими посуде отпечатывали имя заказчика или обозначение цели, для которой она предназначена. Богатые римляне, чтобы облегчить детям изучение грамоты, давали им буквы, вырезанные из слоновой кости или из металла, из которых дети учились составлять отдельные слова; Цицерон, рассказывая об этом, излагает в ясных выражениях основной принцип набора слов.

В Средние века, после крестовых походов, когда усилилось стремление к образованию, деятельность монахов, занимавшихся переписью книг (манускриптов), перестала удовлетворять возраставшие потребности. С XIII века начали вырезать картинки на досках с текстом, вначале весьма кратким. Впоследствии текст начал занимать больше места, чаще в виде составленной из слов ленты, исходящей из уст действующего лица; следом начали печатать книги, состоявшие из одного текста, без рисунков. Для печати изготавливались тонкие металлические доски, на которых вырезались значки. Существовало несколько методов:

  • линии очертания букв оставлялись, а всё остальное срезалось;
  • в доске вглубь вырезалось очертание букв — тогда буквы при печатании выходили белыми, а всё остальное оставалось чёрным.

Ксилография

Наборный шрифт

Наборная касса с литерами История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге.

Между 1041 и 1049 гг, китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжёной глины, но этот способ получил меньшее распространение, чем ксилография, так как в китайской письменности тысячи иероглифов и поэтому изготовление наборного шрифта было слишком трудоемким.

В Европе наборный шрифт появился во второй трети XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу. Иоганн Ментелин в Страсбурге, имевший типографию уже в 1458 г., и Пфистер в Бамберге, считавшиеся ранее за первых печатников, должны быть признаны учениками Гутенберга. Почти все западноевропейские народы оспаривали у немцев честь изобретения книгопечатания. С наибольшей энергией отстаивали свои притязания голландцы, приписывающие изобретение книгопечатания Костеру. У итальянцев Памфилио Кастальди в Фельтре считался изобретателем подвижных букв: как рассказывают, он не придавал своему изобретению никакого значения, уступил его Фусту, который с товарищами воспользовался им, учредив типографию в Майнце. Однако до нас не дошло ни одной строчки, напечатанной Кастальди, которая могла бы подтвердить достоверность этого рассказа. К свидетельствам современников, говорящих в пользу Гутенберга, нужно отнести указание Петера Шеффера, зятя Фуста и продолжателя его дела: в издании «Институций Юстиниана» 1468 г. он указывает на Гутенберга и Фуста как на первых печатников. Движимый родственным чувством, он, вероятно, приписал и Фусту честь изобретения, принадлежащего одному Гуттенбергу. В 1472 г. Вильгельм Фише, ректор Парижского университета, в письме к Роберту Гагену говорит: «Передают, что недалеко от города Майнца был некто Иоанн Бонемонтан (Гутенберг), который первый выдумал искусство книгопечатания». Матвей Пальмерий, в продолжении «Хроники» Евсевия, напечатанном в 1483 г. в Венеции, указывает, что «искусство печатать книги было изобретено в 1440 г. Гутенбергом в г. Майнце». Наконец, Иоанн Шеффер, сын Петера Шеффера, в посвящении к переводу Тита Ливия 1505 г. указывает на Гутенберга как на первого печатника, хотя в других местах приписывает это изобретение Фусту.

Первопечатные книги

Первопечатные книги (инкунабулы) сохранились в крайне незначительном числе экземпляров; они совершенно сходны с рукописными книгами как в шрифте, так и по своей внешности. Первопечатники во всём подражали рукописям, ибо последние ценились гораздо дороже, да и публика в первое время по привычке требовала рукописи, подозревая в печати вмешательство дьявола; на первых печатных экземплярах, выпускавшихся в виде рукописей, не отмечалось ни года, ни места напечатания, ни имени типографа.

Изобретение цветной печати

La Lettera Apologetica

Раймондо де Сангро, купив 25 октября 1745 года у падре Ильянеса, приехавшего из Чили, рукопись Historia et rudimenta linguae piruanorum (16001638), составленную на основе секретного документа "Exsul immeritus blas valera populo suo" и написанную иезуитскими миссионерами в Перу Джованни Антонио Кумисом и Джованни Анелло Оливой[1], включил в свою книгу La Lettera Apologetica (1750) многие знаки токапу из капак-кипу, правда переделав их и придав им закругленные, а не квадратные формы[2].

В 1747 году Мадам де Графиньи издала свои «Письма перуанки», в которых знатная перуанка Силия (Zilia) использовала кипу для записей и переводила сразу на французский. В «Письме XVI» Графиньи приводит описание кипу как письменности[3]. Книга была переиздана в 1749 году. Издатель сборника «Coleccion de documentos literarios del Peru» (1874) Мануэль де Одриосола предположил, что эти письма послужили «одному итальянцу из Академии де ла Круска и одной графине, той же национальности, написать толстый том „в одну четверть“, озаглавленный „Apologea de los quipos“. Использовав Гарсиласо, автор столь уверенно использует грамматику, словарь из кипу, представляющие собой кипуграфию, позаимствованную от некого Кипу-Камайока из инков, но как бы они не ошибались в своих предположениях»[4].

Именно в этой книге, имевшей полное название Lettera Apologetica dell’Esercitato accademico della Crusca contenente la difesa del libro intitolato Lettere di una Peruana per rispetto alla supposizione de' Quipu scritta dalla Duchessa di S*** e dalla medesima fatta pubblicare, использовано 40 «ключевых слов» якобы древней системы записи Инков. Ключевые слова в кипу были раскрашены разными цветами и имели форму круга. Метод цветной печати был неизвестен на то время и изобретён самим Раймондо[5].

Как видно, именно Мадам де Графиньи (графиня S***) и князя Раймондо де Сангро (являлся академиком де ла Круска) имел в виду Одриосола.

Опубликование князем книги La Lettera Apologetica, содержавшей опасные еретические мысли, привело к отлучению Раймондо де Сангро от Церкви папой Бенедиктом XIV в 1752 году.

Литература

Дореволюционная литература

  • J. Wetter, «Kritische Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst» (Meinz, 1836);
  • Schaab, «Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst» (Meinz, 2. Ausg., 1855);
  • Ang. Bernard, «De l’origine et des débuts de l’imprimerie en Europe» (Paris, 1853);
  • Sotheby, «Principia typographica» (London, 1858);
  • P. Dupont, «Histoire de l’imprimerie» (Paris, 1869);
  • Bigmore и Wyman, «Bibliography of printing» (London, 1880—84);
  • A. F. Didot, «Histoire de la typographie» (Extrait de l’Encyclopédie moderne, Paris, 1882);
  • De Vinne, «The invention of printing» (2nd ed., N.-Y., 1878);
  • Р. Р. Голике, «Сборник снимков с славяно-русских старопечатных книг» (СПб., 1895);
  • П. Шибанов, «Каталог русских и славянских книг, напечатанных вне Москвы и Петербурга с основания типографий до новейшего времени» (М., 1883);
  • Старопечатные славянские издания // Вестник славянства, вып. X, 1895;
  • Остроглазов, «Книжные редкости» // Русский архив, 1891, № 8, 9;
  • Голубев, «О начале книгопечатания в Киеве» // Киевская старина, 1886, № 6;
  • Ляхницкий, «Начало книгопечатания в России» (СПб., 1883);
  • Н. Лихачев, «Документы о печатании книг и грамот в 1694 г.» (СПб., 1894);
  • Н. Лихачев, «Книгопечатание в Казани за первое пятидесятилетие существования в этом городе типографий» (СПб., 1895);
  • И. Карамышев, «Краткие исторические сведения о СПб. типографиях»;
  • И. Божерянов, «Исторический очерк русского книгопечатного дела» (СПб., 1895);
  • П. В. Владимиров, «Начало славянского и русского книгопечатания в XV—XVI вв.» (Киев, 1894);
  • Собко, «Ян Галлер» // Журнал Мин. нар. просв., 1883, № 11;
  • А. С. Петрушевич, «Иван Фёдоров, русский первопечатник» (Львов, 1883);
  • О. Л. Пташицкий, «Иван Фёдоров, русский первопечатник» // Русская старина", 1884, № 3;
  • М. Дринов, «Првата Блгарска типография в Солун и некои от напечатанише в нея книги» (1890);
  • «Обзор I Всерос. выставки печатного дела» (СПб, 1895; 34).

Современная литература на русском языке

Основная учебная и справочная


1. Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Всеобщая история книги. СПб., 2005.

2. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги: Древний мир, Средневековье, Возрождение. М., 1988.

3. История книги / Под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. М., 2001 (первое издание — М., 1999).

4. Ростовцев Е.А. История книжного дела. Учеб. пособие. СПб., 2007 - 2011. Ч.1-3.

5. Книга. Энциклопедия. М., 1999. (Книговедение. Энциклопедический словарь. М.,1982. – первое издание)

Избранная научная

• Аронов В.Р. Эльзевиры. М.,1965.

• Баренбаум И.Е. Книжный Петербург. СПб., 2000.

• Баренбаум И.Е. Штурманы грядущей бури. Н.А. Серно-Соловьевич, Н.А.Баллин, А.А. Черкесов. М.,1987.

• Баркер Р., Эскарп Р. Жажда чтения. М.,1979.

• Белов С.В., Толстяков А.П. Русские издатели конца XIX – начала XX века. Л., 1976.

• Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора 1929 – 1953. СПб.,2000.

• Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. СПб.,1995.

• Варбанец Н.В. Иоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. М.,1980.

• Васильев В.Г. Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии (от зарождения до наших дней). М.,1999. Кн.1-2.

• Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. М.,1996.

• Вздорнов Г.И. Искусство книги Древней Руси. Рукописная книга Северо-восточной Руси. М.,1980.

• Волкова В.Н. Сибирское книгоиздание второй половины XIX в. Новосибирск, 1995.

• Володихин Д.М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII в. М.,1993.

• Вольман Б. Русские нотные издания XIX – начала XX вв. Л.,1970.

• Герчук Ю.Я. Эпоха политпажей. Русское типографское искусство. М.,1982.

• Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М.,1998.

• Динерштейн Е.А. Издательское дело в первые годы Советской власти. М.,1971.

• Динерштейн Е.А. «Фабрикант» читателей: А.Ф. Маркс. М.,1986.

• Динерштейн Е.А. И.Д.Сытин. М.,1983.

• Дуров В.А. Книга в семье Романовых. М.,2000.

• Ершова Г.Г. Майя: тайны древнего письма. М.,2004.

• Заболотских Б.В. Книжная Москва. М.,1990.

• Завадская Е.В. Японское искусство книги (VII-XIX вв.) М.,1986.

• Ильина Т.В. Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород и Псков. XII – XV вв. Л.,1978. • Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М.,1973.

• Кельнер В.Е. Очерки по истории русско-еврейского книжного дела во второй половине XIX – начале XX века. СПб.,2003.

• Кестнер И. Иоганн Гутенберг. Львов,1987.

• Киселева Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV – XV вв. Л., 1985.

• Киселева М.С. Учение книжное: текст и контекст древнерусской книжности. М.,2000.

• Кишкин Л.С. Честный, добрый, простодушный …: Труды и дни А.Ф. Смирдина. М.,1995.

• Клейменова Р.Н. Книжная Москва первой половины XIX века. М.,1991.

• Королев Д.Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX – начала XX веков. СПб.,1999.

• Куприянова Т.Г. Первая династия российских издателей. М.,2001.

• Куприянова Т.Г. Печатный двор при Петре I. М.,1999.

• Кьера Эдвард. Они писали на глине. М.,1984.

• Лазурский В.В. Альд и альдины. М.,1977.

• Левшун Л.В. История восточно-славянского книжного слова. XI-XVII вв. Минск,2001.

• Леликова Н.К. Становление и развитие книговедческой и биографической наук в России в XIX – первой половине XX века. СПб.,2004.

• Лихачева В.Д. Искусство книги. Константинополь XI в. М.,1976.

• Луппов С.П. Книга в России в XVII в. Л.,1970.

• Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII в. Л.,1973.

• Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время. Л.,1976.

• Ляхов В.Н. Искусство книги. М.,1978.

• Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. М.,1971.

• Мартынов И.Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. М.,1981.

• Мигонь К. Наука о книге. М.,1991.

• Москаленко В.В. Книгоиздание США. Организация, экономика, распространение. М.,1976.

• Мыльников А.С. Чешская книга. Очерки истории. М.,1971.

• Назаров А.И. Октябрь и книга. Создание советских издательств и формирование массового читателя. 1917-23. М.,1968.

• Накорякова К.М. Редакторское мастерство в России. XVI – XIX вв. Опыт и проблемы. М.,1973.

• Немировский Е.Л. Иван Федоров. М.,1985.

• Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. М., 2000.

• Немировский Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. М.,1974.

• Немировский Е.Л. Начало славянского книгопечатания. М.,1971.

• Немировский, Е. Л. История славянского кирилловского книгопечатания XV - начала XVII века. M., 2003.

• Немировский Е. Л. Иван Федоров. Начало книгопечатания на Руси : Описание изданий и указатель литературы : К 500-летию со дня рождения великого русского просветителя. – М., 2010.

• Пайчадзе С.А. Книжное дело на Дальнем Востоке: Дооктябрьский период. Новосибирск, 1991.

• Рассудовская Н.М. Издатель Ф.Ф. Павленков (1839 – 1900). Очерк жизни и деятельности. М.,1960.

• Рафиков А.Х. Очерки истории книгопечатания Турции. Л.,1973.

• Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в. М.,1991.

• Розов Н.Н. Книга в России в XV в. Л.,1981.

• Розов Н.Н. Книга Древней Руси (XI-XIV вв.) М.,1977.

• Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XIII – XV вв. М.,1975.

• Самарин А.Ю. Читатель в России во второй половине XVIII в. (по спискам подписчиков). М.,2000.

• Сапунов Б.В. Книга в России в XI-XIII вв. Л.,1978.

• Терентьев-Катанский А.П. С Востока на Запад. Из истории книгопечатания в странах Центральной Азии. М.,1990.

• Толстяков А.П. Люди мысли и добра. Русские издатели К.Т.Солдатенков и Н.П.Поляков. М.,1984.

• Функе Ф. Книговедение: исторический обзор книжного дела. М., 1982.

• Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М.,1985.

• Червинский М., Система книги. Зберский Т. Семиотика книги. М.,1981.

• Шматов В.Ф. Искусство книги Франциска Скорины. М.,1990.

• Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586–1788): источниковедческое исследование. М., 2009.

• Якерсон С.М. Еврейская средневековая книга: кодикологические, палеографические и книговедческие аспекты. М.,2003.

Примечания

  1. Exsul immeritus blas valera populo suo e historia et rudimenta linguae piruanorum, 2007. стр. 515—516
  2. ¿Sublevando el Virreinato?, стр. 245
  3. Oeuvres complètes de Mme. de Grafigny, стр. 19, 20, 22, 40, 41, 84, 85
  4. Coleccion de documentos literarios del Peru
  5. Libros antiguos y raros del Príncipe de Sansevero

См. также

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

ar:طباعة be:Друк be-x-old:Друк bg:Печат bs:Štamparska presa ca:Impressió cs:Knihtisk cy:Argraffu da:Bogtryk de:Buchdruck en:Printing eo:Presarto es:Impresión fa:چاپ (صنعت) fi:Painaminen fr:Imprimerie gan:印刷 gd:Clò-bhualadh gl:Imprenta he:דפוס hi:मुद्रण मशीन hr:Tiskarstvo hu:Nyomtatás (nyomdászat) id:Percetakan is:Prentun it:Stampa ja:印刷 ko:인쇄 la:Impressio lt:Spauda lv:Tipogrāfija ml:അച്ചടി mr:मुद्रण nl:Boekdrukkunst nn:Trykking no:Trykking oc:Impression pl:Druk pnb:چھپائی pt:Impressão qu:Liwru ch'ipachina ro:Tipărire scn:Mprissioni sh:Štamparstvo simple:Printing sk:Kníhtlač sl:Tisk sq:Shtypi sr:Штампарство sv:Tryckteknik ta:அச்சிடல் th:การพิมพ์ tl:Pag-imprenta tr:Matbaacılık uk:Друкарство ur:طباعت vi:In ấn war:Patik yi:דרוקעריי zh:印刷 zh-min-nan:Ìn-soat zh-yue:印刷